В наши дни многие люди сталкиваются лицом к лицу с неумолимыми требованиями слишком быстро меняющейся жизни. Старые способы достижения внутренней гармонии и целостности, которые так хорошо работали в прежние времена, с ужасающей быстротой становятся бесполезными. Мы ищем ответы – новые или древние – в различных книгах, религиях и видах психотерапии.



Немного истории

  • Почему психотерапия помогает одним людям и не помогает другим?
  • В тех случаях, когда людям удается реально и сознательно изменить себя и свою жизнь, что именно они делают?
  • Что упускает большинство из нас, когда мы терпим провал в области самосовершенствования?

С этих вопросов начал свое исследование Юджин Джендлин, известный американский психотерапевт, психолог и философ. Он провел обширное исследование разнообразных форм психотерапии, от классических до новейших. Команда Джендлина проанализировала записи буквально тысяч часов сеансов психотерапии со множеством различных терапевтов и клиентов. Затем они попросили терапевтов и клиентов оценить успешность этой психотерапии, а также использовали различные психологические тесты для оценки позитивных изменений. Если наблюдалось согласие между всеми этими тремя оценками – терапевта, клиента и теста – то этот курс терапии использовался в дальнейшем изучении. В результате было получено две группы записей: успешной и неуспешной психотерапии. Полученные результаты ошеломили их!

Сначала они обращали внимание на то, что делали терапевты во время сессий. Здравый смысл подсказывал им, что успешность терапии должна в первую очередь определяться поведением терапевта. Всегда считалось, что в случае успешности терапии терапевты в какой-то степени более уверенны, более непосредственны и сообразительны… Но оказалось, что никаких явных отличий в поведении терапевтов назвать было нельзя. В обоих наборах записей терапевты, по сути, были одни и те же. Они старались сделать все возможное, все, что было в их силах – и тем не менее, одним клиентам становилось лучше, а другим – нет.

Тогда исследователи стали внимательно изучать, что делали клиенты в этих записях – и вот тут-то они сделали удивительное и важное открытие: между успешными и неуспешными клиентами было явное отличие. И это отличие можно было услышать по первой же записи или по нескольким начальным сессиям с ними. Оказалось, что аудиозаписи успешных клиентов в основном состояли из тишины, т.е. там люди молчали по большей части. В то время как в записях клиентов неуспешных все было заполнено звуком, они там очень много говорили. Т.е. стало очевидным, что во время тишины клиент что-то делал, осталось только выяснить что. И Джендлин постепенно выяснил, что они делали, и прописал это в виде техники, в  виде шести шагов. Джендлин не считает, что фокусинг – это техника или методика. Фокусинг – это то, на чем должна быть основана любая психотерапия, какая бы она ни была. И это легко показать на практике.

Фокусинг – это естественный навык, который был открыт, а не изобретен. Он был открыт посредством наблюдения за тем, что делают люди для успешных изменений. Способность фокусирования – врожденная способность каждого человека, она есть у всех. Однако у большинства она подавлена вследствие переживаний отчужденности и боли в детстве и воспитания в нашей культуре, которая заставляет людей терять доверие к своим чувствам. Нам надо заново научиться пользоваться этой способностью. Как и любой навык, способность к фокусингу можно развить




ШЕСТЬ ШАГОВ ФОКУСИНГА

Подготовка

Найдите для себя время и место, где вы можете спокойно побыть некоторое время. Если вы хотите, чтобы друг побыл с вами, то это хорошо и даже может помогать вам. Тогда ваш друг должен просто внимательно слушать, не заставляя вас говорить, если вы этого не хотите, не анализировать и не комментировать, если вы решите сказать о том, что внутри вас. Лучше всего, если он будет молчать или только говорить «Да, я слышу… Я понимаю». На этой стадии не требуется ничего большего.

Хорошо было бы расположиться в каком-то незнакомом месте. Лучше не звниматься фокусированием за своим рабочим столом или на своем любимом кресле. Сядьте на другой стул или на край своей кровати. Можно, если вы захотите, пойти погулять или прислониться к дереву.

Постарайтесь почувствовать если не полный, то хотя бы относительный комфорт, так как небольшой физический дискомфорт может помешать услышать то важное, что тело старается сказать вам. Оденьтесь потеплее, если вам холодно. Снимите обувь, если она вам мешает. Расположитесь поудобнее и расслабьтесь.


Освобождение пространства.

Прислушайтесь к самому себе. Просто расслабьтесь… Направьте внимание вовнутрь вашего тела, в область живота или груди. Задайте себе вопросы: «Как я себя чувствую? Как протекает моя жизнь? Что главное для меня на сегодняшний день?» Почувствуйте, что за ощущение возникает внутри вас, в вашем теле, когда вы задаете и отвечаете на эти вопросы. Пусть ответы возникают медленно из этого ощущения. Когда они появятся, НЕ ПОГРУЖАЙТЕСЬ В НИХ . Оставаясь в стороне, скажите: « Да, это здесь, я могу это почувствовать». Пусть между вами и этими проблемами будет некоторое расстояние. После этого спросите себя, что еще вы чувствуете. Снова подождите и почувствуйте. Обычно возникают несколько переживаний.
Чувственное переживание.

Из всех этих, появившихся проблем выберите лишь одну для фокусинга. НЕ ПОГРУЖАЙТЕСЬ В НЕЕ. Оставайтесь на расстоянии от нее. Конечно, у этой проблемы есть разные стороны, и о каждой из них можно думать очень многое. Однако вы можете почувствовать вцелом все эти части. Дайте себе ощутить пока неясное переживание всей этой проблемы целиком.
Схватывание.

Почувствуйте, что за качество этого неясного чувственного переживания? Может быть слово, фраза или образ появятся из этого чувственного переживания. Это может быть значимое слово, например: тесный, липкий, пугающий, тяжелый, скачущий, или фраза, или образ. Продолжайте чувствовать качество этого переживания, пока не появится точное его обозначение.

Резонирование

«Походите» между чувственным переживанием и этим словом (фразой, образом) Посмотрите, как они откликаются друг на друга. Прислушайтесь, может быть небольшой телесный сигнал даст знать, что они резонируют. Делая это вы снова ощутите чувственное переживание так же как и слово. Если чувственное переживание изменится, то пусть так же изменится слово или образ, до тех пор, пока оно не ухватит в точности качество этого чувственного переживани
.
Задавание вопросов.

Теперь спросите: «Что это за проблема, вызывающая такое состояние (которое вы просто назвали или увидели в образе)?» Удостоверьтесь в том, что вы можете почувствовать ярко это состояние снова (а не просто вспоминаете о нем). Когда оно снова здесь, поймайте его , прикоснитесь к нему, будьте с ним, спрашивая, « Что делает эту проблему вцелом такой --------?» Или спросите, «Что содержится в этом чувственном переживании?» Если приходит быстрый ответ без изменения чувственного переживания, просто дайте этому ответу уйти. Возвратите ваше внимание к вашему телу и снова ощутите чувственное переживание. Задайте вопрос снова. Оставайтесь с чувственным переживанием, пока что-то не появится, какое-то изменение, небольшое облегчение.
Принятие

Примите дружелюбно, то, что появится вместе с изменением Побудьте некоторое время с этим, даже если это лишь едва заметное облегчение. Что бы не пришло, это лишь некоторое изменение состояния, За ним придут другие. Возможно, вы продолжите дальше но останьтесь здесь на некоторое время.


ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ЭТИХ ИНСТРУКЦИЙ ВЫ ПЕРЕЖИВАЛИ ИНОГДА ОЩУЩЕНИЕ И БЛИЗОСТЬ НЕЯСНОГО, ОЗДОРАВЛИВАЮЩЕГО ТЕЛЕСНОГО ЧУВСТВОВАНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ, ВЫ БЫЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОКУСИРОВАНИЯ. Неважно было или нет изменение телесного ощущения. Это приходит независимо от нас. Мы не можем это контролировать


http://www.focusing.org/ru/6steps_ru.html

 
psychologypsychology